Действия Центробанка и немного статистики
Существует требование Центробанка, согласно которому оплата по QR должна быть реализована системно значимыми банками до 1 октября 2021 года. Фактически, банк не может функционировать, не предоставив данную услугу потребителям. Аналитики прогнозируют, что уже в начале следующего года доля платежей через СБП займет 5-15% на рынке безналичных платежей. На сегодняшний день только 1% операций осуществляется при помощи эквайринга.
IT-бренд Национальной системы платежных карт «Мир Plat.form» провел исследования. В результате был сделан вывод, что оплата по QR-кодам уже стала весьма популярной среди покупателей в разных сегментах. Более 57% граждан хотя бы раз слышали о возможности оплатить покупку с использованием кода, 38% активно ее используют. Не исключено, что со временем эти цифры будут только расти.
На данный момент больше половины покупателей предпочитают использовать банковские карты для расчетов с продавцами, а четвертая часть применяет для этих целей смартфон. Для оплаты с использованием системы быстрых платежей используется QR-код. По итогам первых двух месяцев 2021 года при помощи СБП было оплачено более миллиона покупок на сумму, превышающую 5 млрд рублей. На данный момент использовать QR можно для расчета более чем в 80 тыс. торговых точек. Цифры впечатляют.
Бонусы для бизнеса
Использование QR при расчете с покупателями поможет владельцам бизнеса. Так, комиссия при совершении операций по СБП значительно ниже, чем при использовании классического интернет-эквайринга. В первом случае продавцу придется отдать всего 0,5-0,8% вместо 1,2-2,5% за оплату картой. На данный момент идут переговоры для уменьшения комиссии за прием денежных средств через систему быстрых платежей до 0,4%. Эксперты считают, что более выгодные тарифы – отличный стимул для владельцев бизнеса установить и активно предлагать систему платежей через QR-коды.
Важно отметить, что использование системы быстрых платежей для расчетов не требует покупки и настройки дополнительного оборудования. А для представителей мелкого бизнеса и начинающих предпринимателей закупка терминалов для эквайринга может стать ощутимой статьей расходов. Деньги зачисляются на счет в течение нескольких минут после совершения платежа. При оплате картой деньги могут поступать в течение 1-2 рабочих дней, что не всегда удобно для предпринимателя.
Если бизнес имеет низкую маржу, то условных 2% эквайринга лишают предпринимателя значительной части дохода. А отказаться от приема оплат картами невыгодно, так как многие покупатели уйдут в ту торговую точку, где практикуется безналичная оплата.
Принимать оплату при помощи QR-кодов можно разными способами:
- Разместить предоставленный бизнесом QR-код на видном месте в доступной для покупателя зоны. Для совершения операции достаточно считать код, указать необходимую сумму и показать на экране смартфона подтверждение совершения операции. Продавец выбьет чек и отдаст товар.
- Интегрировать QR-код в онлайн-кассу. В данном случае изображение выводится на экран терминала, а покупатель сканирует его в момент расчетов.
Есть ли подводные камни
Свою позицию высказывают скептики, которые считают, что оплата по QR-кодам не приживется среди предпринимателей и не будет активно использоваться покупателями. Например, платежная система Visa пыталась запустить свою систему оплаты через QR-коды.
Однако сейчас эксперты считают, что с быстрым развитием мобильных платежей вкладываться в реализацию QR-кодов просто нецелесообразно. Российские потребители активно используют смартфоны для оплаты. Процент покупателей, выбирающих оплату таким способом, значительно выше, чем в других странах. Платежи по QR – это действенное решение в местах, где сложно установить стабильное интернет-соединение или слишком дорого покупать и обслуживать терминалы для оплаты.
Поддержка бизнеса государством
Система оплаты с использованием QR-кодов сейчас имеет активную политическую поддержку. Как показывает практика, такие методы имеют хороший результат. Например, платежная система «МИР» или сервис «Госуслуги» активно используют большое количество активного населения. Хотя изначально к каждому из этих продуктов относились весьма настороженно.
Активно рекламируют систему быстрых платежей банки. В мобильных приложениях появляются отдельные вкладки, позволяющие проводить оплату по QR. Кроме того, активные пользователи могут накапливать бонусы при выборе такого способа расчетом и использовать их для дальнейших расчетов. Бизнес тоже активно внедряет СБП.
Есть ли будущее у оплаты по QR-кодам?
Несомненно, да. Однако, чтобы внедрить такую технологию и сделать ее привычной для широкого круга потребителей, нужно использовать простые и понятные механизмы, а также всячески поощрять покупателей, выбравших для расчетов СБП. В этом направлении должны работать и государство, и банки, и предприниматели.